Тезисный план развития Министерства экономического развития РФ

В свете последних событий, а именно арестом министра экономического развития Улюкаева, который, лично по моим соображением, вообще, зря просиживал министерское кресло, а, возможно, даже вредил экономическому развитию страны, поскольку в экономике не петрил ни черта, а как был когда-то, так и остался в душе просто мелким журналюгой и популистом, к тому же пораженцем и всёпропальщиком, хотелось бы тезисно высказать некоторые мои соображения по развитию МЭР РФ и превращению его из штаба статистов и одобряльщиков, эдакий прицепной вагон сзади состава экономики, в её локомотив, в орган стратегического планирвоания и развития экономики, который должен вести экономику за собой, а не безвольно статировать, что следующие сто лет, как и последующие за ними сто и даже тысячу лет, нашу разорванную великим обамой (хто это?!..) в клочья экономику всё равно ждёт полнейшая жопа.

Векселя 100, 12%

Думаю, что обладая двумя высшими образованиями, в том числе и финансово-экономическим, а также опытом создания и управления предприятиями, в том числе и торговыми, и производственными, я имею право высказать своё мнение.

Итак, начнём-с….

Тезисы по МЭР РФ

В сущности, надо полностью пересмотреть концепцию МЭР РФ. Вместо неясного, весьма размытого и ни за что не отвечающего органа планирования МЭР РФ должно стать «больницей для экономики», где есть «амбулаторное» наблюдение, «стационар», в котором с «заболевшими» отраслями экономики, а, может быть, и отдельными предприятиями, должно проводиться «лечение», как «терапевтическое», так и «хирургическое».

Причём, внешних и конкурсных управляющих предприятиями надо подчинить вместо арбитражного суда, под руководством которого, – а я знаю, что пишу, – они только дербанят остатки предприятий и переводят их в большинстве случаев от внешнего к конкурсному управлению, то есть ведут к банкротству вместо того, чтобы заниматься оздоровлением и восстановлением платёжеспособности и нормального функционирования, – именно МЭР РФ. И оно обязано отвечать за статистику оздоровления попавших «под нож хирурга» предприятий.

Да, экономику, впрочем, как и всё государство, надо рассматривать с той же точки зрения, с какой рассматривается человеческий организм, а именно, в ней недопустимо ликвидировать отрасли, которые кажутся убыточными, низкоприбыльными или вовсе нерентабельными. На языке медицины это называется ампутация. Но ампутация головы или сердца, да и многих других органов, ведёт к физической смерти организма, а других случаях – к инвалидности. То же самое происходит и при ликвидации отраслей экономики. Даже не смотря на существующие тенденции к глобализации, государство должно быть озабочено сохранением всей гаммы экономического разнообразия в экономике. И отрасли производства, которые не приносят прибыли, не должны ликвидироваться окончательно. Такие отрасли должны минимизироваться в объёме производства (при этом государство должно национализировать такие предприятия, постепенно выкупая акции предприятия по мере их удешевления), но не уничтожаться полностью, а после национализации – модернизироваться в соответствии с трендами экономического развития (оздоравливаться путём «медикаментозного» лечения, а в тяжёлых случаях и «хирургического» вмешательства – если привести аналогию с человеческим организмом) и снова выпускать на арену с перспективой приватизации по цене, окупающей затраты государства на «санацию» и «лечение».

В качестве приоритетов развития МЭР РФ должны выбрать следующие направления:

  • Перманентное определение стратегических отраслей экономики, которыми, на данном этапе, в том числе, обязательно должны быть признаны такие отрасли, полностью или частично уничтоженные за последние годы, как тяжёлое машиностроение, автомобилестроение, судостроение, станкостроение, приборостроение, металлургическая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, в том числе и альтернативная, и т.д. Принцип отнесения отрасли к стратегической должен базироваться на том основании, что страна должна быть в состоянии обеспечивать себя всем необходимым, в первую очередь, а также всем возможным, во-вторую, – сама. Причём, совершенно не обязательно иметь 100%-ное обеспечение каким-то ресурсом, но очень важно, чтобы в каждой отрасли экономики присутствовало хотя бы 5-10% отечественных предприятий, финансируемых, если рентабельность предприятия не позволяет выйти на положительную, за счёт бюджета. Например, сегодня в России полностью утрачена такая отрасль, как производство собственной элементной базы для компьютерной техники, во времена СССР составлявшая значительную конкуренцию западным производителям. В то время, пусть менее совершенные, чем западные, отечественные аналоги компьютерной техники начинали внедряться во многие отрасли экономики, а также широко использовались в производстве вооружений. Сегодня РФ не выпускает ни станков с ЧПУ, ни бурового оборудования, ни труд для глубинных нефтегазовых скважин, ни электронных микроскопов, ни микросхем, ни даже просто токарных, фрезерных, сверлильных и прочих элементарных станков, свёрнуто производство собственных тканей. А ведь всё это и много е другое в советское время производилось и даже не считалось каким-то там сверхъестественным достижением в экономическом развитии. Все вышеперечисленные и многие другие отрасли отечественной экономики в 90-е годы, где под видом приватизации, а где и просто с помощью создания идиотских и невыносимых условий, в которых невозможна нормальная производственная деятельность, были уничтожены для того, чтобы предоставить российский рынок на блюдечке с голубой каёмочкой международным корпорациям. Я не против того, чтобы продукция этих монстров присутствовала на нашем рынке, но лишь при условии, что для аналогичной продукции отечественных производителей должно быть оставлено место на прилавке и созданы определённые преференции, позволяющие производить аналоги товаров мировых корпораций предприятиями отечественного сектора. Согласен, что такая продукция поначалу будет и высока по себестоимости, поскольку не имеет мирового рынка сбыта, и угловато-ляповата. Но для этого МЭР РФ должно привлекать с помощью ниже перечисленных мер специалистов мирового рынка в области маркетинга и дизайна, чтобы минимизировать себестоимость продукции, во всяком случае приводить её к порядку цен, существующему на мировом рынке, а также улучшать потребительские свойства, доводя их до состояния такого, что отечественная продукция будет востребована и на мировом рынке в ровень с мировыми аналогами и займёт в перспективе нишу на мировом рынке. Для этого можно изучить опыт Китая, тем более, что по сегодняшнему состоянию экономики наша рабочая сила по стоимости ненамного дороже китайской, а по квалификации и образованности на порядок выше. МЭР РФ должно поставить задачу воссоздать бездумно уничтоженные в 90-е годы отрасли промышленности. Я уже не говорю про то, что никакого развития собственного производства в таких сферах как современная бытовая техника, современные источники энергии, мотоциклы и даже велосипеды, вообще, чиновниками МЭР РФ не рассматривается даже в перспективе, в то время как мы должны иметь оперативные промышленные резервы, которые способны готовить и запускать в производство аналоги всех современных промышленных товаров, в том числе и такие вещи массового спроса, как стиральные машины, телевизоры (полностью собранные на отечественной компонентной базе, пусть и частично приобретённой по лицензии), – тысячи бытовых приборов, производством которых отечественная промышленность почему-то не «замораживается». А между тем, именно эта мелочёвка и является продукцией с высокой добавленной стоимостью, которую так жаждут производить многие отечественные чиновники, но только на словах или с помощью таких загадочных монстров, как РОСНАНО, которое в неимоверном количестве пожирает бюджетные деньги, выдавая на-гора один лишь «пшик».
  • Создание «вертикали производства» во всех стратегически значимых областях экономики. Это означает: 1) обязательное собственное производство всех компонентов базы в стратегических отраслях экономики, начиная с низшей элементной базы, варьирующееся только по объёму производства, но не сворачиваемое полностью, имеющее постоянный резерв для увеличения объёмов производства, как кадровый и технологический (под технологическим резервом понимается разработка передовых в данной отрасли образцов продукции, совершенствование технологий производства, техническая разведка и промышленный, если хотите, шпионаж), так и ресурсный и компонентный (в который в том числе должны включаться и наличие смежных и «нижележащих» отраслей производства, находящихся, в случае их не востребованности, – на «холостом ходу», ну, в крайнем случае, – на консервации; 2) подготовка кадров, начиная с ПТУ и выше, с гарантией предоставления этим кадрам рабочих мест в стратегических отраслях экономики, а в случае определения таковых кадров в стратегический кадровый резерв определённой отрасли экономики, – возможность постоянного совершенствования профессиональных навыков либо, в худшем случае, периодической переподготовки и приведения навыков и знаний данного кадрового резерва в соответствие с изменившимися условиями и уровнем мирового отраслевого развития;
  • Организация и поддержание динамического перманентного процесса «Приватизация – Национализация» в стратегически значимых областях экономики, причём с обязательным и непременным извлечением из этого процесса дохода бюджета, а не образования в результате такой инициативы бюджетной «дыры». Поэтому данные процессом должны управлять грамотные и опытные финансисты через соответствующие структуры организованного рынка. В принципе, для получения прибыли и положительного экономического эффекта, этот процесс должен включать в себя всего ли несколько нехитрых операций, а именно, продажу государственного пакета акций частным инвесторам во второй половине растущего тренда (с увеличением объёма продаж по мере роста значений котировок акций приватизируемых государственных компаний) и покупку государством акций ранее приватизированных компаний в нижней части падающего тренда (с увеличением объёма покупки акций по мере снижения цены на акции национализируемого предприятия). Такой механизм государственной экономической политики в области позволит: 1) максимально стабилизировать рыночную цену акций предприятий стратегических отраслей экономики (покупка акций государством будет означать сигнал частным инвесторам на покупку акций, продажа акций государством будет означать сигнал инвесторам на продажу акций данных предприятий, а сам процесс продажи по максимальной цене и покупки по минимальной цене обеспечит государству доход); 2) поддерживать интерес у частных инвесторов к предприятиям стратегических областей экономики; 3) получать доход бюджету как при приватизации, так и при национализации предприятия, производимой в непрерывном цикле в зависимости от динамики изменения его стоимости (капитализации).
  • Бюро стратегических исследований и развития экономики, включающее в себя: 1) НИИ развития мировой экономики, занимающееся: а) изучением намечающихся трендов развития мировой экономики в страновом разрезе в связи с климатическими, демографическими, технологическими, ресурсными и социально-политическим изменениями, в том числе и с помощью экономической разведки и промышленного шпионажа; б) изучением зарубежного и отечественного инвестиционного, внедренческого и изобретательского опыта с привлечением к оценке инвестиционных, внедренческих и изобретательских проектов экспертов экономического, технологического и промышленного плана; в) изучением целесообразности привлечения иностранного экономического опыта к внедрению в отечественную промышленность и сельское хозяйство с учётом климатических, географических, логистических, культурных, национальных, этнических особенностей, а также особенностей отечественного уклада экономики, налогового, гражданского, земельного и других видов законодательства; г) финансово-экономическим моделированием различных вариантов развития экономики с выведением оптимального тренда развития отечественной экономики в условиях изменяющейся мировой конъюнктуры, а также мировой военно-политической, социально-экономической и демографической обстановки и формирование для политического руководства страны предложений, исходя из проведённых исследований в разрезе векторов наиболее эффективного и целесообразного экономического развития; д) постоянным мониторингом, диагностированием, тестированием и снятием срезов состояния отраслей отечественной экономики для дальнейшего изучения в динамике изменений в данных срезах, прогнозирования и выявления зарождающихся проблемных областей в экономике, а также формированием вариативных предложений по ликвидации зарождающихся очагов напряжения в экономической сфере; е) обоснование и формирование предложений по регулированию инфляции, изучение структуры инфляции и поддержанию данного показателя на оптимальном уровне, формирование предложений для экономического воздействия на структуру инфляции с целью выравнивания её темпов в разрезе структуры, а также выработка предложений по манипулированию структурой инфляции с помощью законодательных инициатив и экономических рычагов с целью поддержания устойчивого как внутреннего, так и внешнего спроса на продукцию отечественной экономики, с одновременным сохранением и расширением инвестиционной привлекательности отечественной экономики для стратегических инвесторов; 2) бюро пропаганды, занимающееся: а) постановкой доминантной позиции в экономической сфере для отечественной финансовой, производственной, сельскохозяйственной, управленческой школы, отечественных промышленных и сельскохозяйственных площадок, отечественных экономических и интеллектуальных ресурсов; б) привлечением к работе с НИИ развития мировой экономики отечественных и зарубежных изобретателей, инвесторов, технологических и внедренческих фирм, учёных и специалистов, развитием отраслевой отечественной научной и образовательной базы; в) широким освещением преимуществ РФ, как площадки для приложения финансовых и экономических усилий внешних инвесторов; г) сравнительным анализом и критикой отечественного налогового, гражданского, судебного законодательства и поиском путей оптимизации с формированием предложений для проработки данных вопросов соответствующим разделом НИИ развития мировой экономики для последующего внесения предложений о нивелировке законодательства на рассмотрение законодательному органу власти; 3) агентство стратегического управления и развития экономики, фактически являющегося последовательной логической цепочкой государственного бизнес-инкубатора, работающего по принципу последовательного прохождения вновь созданным частно-государственным предприятием цепочки «ясли» – «детский сад» – «школа» -«университет» экономики, в которой на каждом уровне квалификации должно быть сформированы отраслевые холдинги, ведущие предприятия от момента их создания к становлению самостоятельного экономического субъекта путём формирования отраслевых сетевых структур холдингового типа на основе частно-государственного партнёрства, в которых предприятие по мере его взросления передаётся от одного холдинга к другому с одновременным уменьшением доли государственного участия, где роль головного предприятия отраслевого сетевого кластера холдингов играет государственное учреждение, курирующее весь процесс по каждому вновь создаваемому в инкубаторе по инициативе и с привлечением граждан для организации бизнеса предприятию от «яслей» до «выпуска» из «университета» в самостоятельную производственно-экономическую жизнь, с передачей данного самостоятельного экономического субъекта под дальнейшую опеку НИИ развития мировой экономики МЭР РФ, функции которого тезисно описаны выше.

Эти тезисы – лишь часть программы развития МЭР РФ, предлагаемой мной для того, чтобы из не понятно для чего существующего министерства статистов оно стало локомотивом экономики.