Церковный календарь Великого поста

Недели Великого поста

Векселя 100, 12%

Великий пост,  предваряя главное празднество православной Церкви, нас к радости встречи Пасхи Христовой.

В 2016 году он начался 14 марта.

Длится Великий пост шесть седмиц.

Первая седмица:

В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который
настраивает нас и постепенно вводит в Великий пост, как время особой борьбы и покаяния.

С этой недели в течение всего Великого поста с вечера воскресения по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

В ней заключена важная мысль о цели подвигов больших и малых, которые совершает подвизающийся в Великий пост.
Прежде всего — это освобождение от недугов и грехов.

В субботу первой седмицы совершается память святого великомученика Феодора Тирона.

Святитель Феодор избавил чад Христовых от козней императора Римской империи Юлиана Отступника, жившего в III веке.

Этот язычник желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу
Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью.
Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках,
а вместо этого пусть едят вареную пшеницу с медом (коливо, кутию).
Поступив так, христиане не были посрамлены императором.
В память о чудесном явлении святого Феодора Тирона Церковь славит его в первую субботу Великого поста.

В воскресение первой седмицы церковь отмечает Торжество Православия.

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия.
Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства
иконопочитателей.

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить
церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.
В память об этом событии в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания,
именуемое «Торжество православия».

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы.
В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Что следует вкушать в первую неделю Великого поста?

В первый день Великого поста следует по возможности вовсе воздержаться от пищи.
В остальные же есть овощи, фрукты, крупы. Не разрешается употреблять пищу животного происхождения: молочные продукты, яйца, мясо, рыбу, также
С понедельника по пятницу, кроме праздников Церкви, не употребляется и растительное масло.

Вторая седмица Великого поста.

Суббота второй седмицы — день особого поминовения усопших, родительская суббота.
В этот день вместе с Церковью следует молиться за почивших родных и близких.
Обычно определенные молитвы за умерших соборно совершают после Литургии. Но, так как во Время поста Литургии положены только по субботам и воскресениям,
то в остальные дни мы и наши близкие этого лишаемся.
Поэтому Церковь выделила несколько дней, когда можно усердно молиться в поминовение умерших.
Почему это так важно? Они уже не имеют возможности исповедать свои грехи и получить за них прощение, но молящиеся любовью и молитвой можем помочь им.

В воскресение второй седмицы (недели) церковь вспоминает святителя Григория Паламу.
Святой Григорий Палама написал много творений, самое важное — это “Томос веры”.
В нем Святой говорит о запечатленном в человеках образе Божием. Он всегда с нами, он в нас — этот свет. Мы имеем надёжную и опору внутри самих себя.
Это помогает бороться со страстями.

Третья седмица Великого поста.

Суббота третьей седмицы – день особого поминовения усопших, родительская суббота.
Помяните своих родных и близких ввместе с церковью на этой службе!

Это – Крестопоклонная седмица.
В воскресенье третьей седмицы Великого Поста на Всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, которому поклоняются верующие
на протяжении всей следующей седмицы до пятницы.

При этом исполняется песня:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим….

Преждн Великий пост был тесно связан не только с Пасхой, но и с Таинством Крещения: во время Великого поста оглашенные (готовыми к принятию святого Крещения)
готовились к Таинству Крещения.
Поклонение Кресту Господню – благодарность за страданиях Спасителя нас ради.
Крест — прежде бывший символом ада, стал по Распятию и Воскресению Христову опорой, защитой, укреплением в вере в Христа Воскресшего и орудием сокрушения врат ада.
Приняв смерть с грешниками и как разбойник Христос на кресте сошел во ад, где никто не ждал его появления, и попрал там силу Диаволя, освободив при этом от уз его многих
праведников, как и обещал Апостолам.

Четвёртая седмица Великого поста

Суббота четвёртой седмицы — день особого поминовения усопших, родительская суббота. Специально отведенное время для молитвы за души умерших Важно хранить и чтить память.
Порадейте за почивших сродников, отложив земные заботы и суету сует! Они будут вам благодарны!

В воскресение четвёртой седмицы совершается память преподобного Иоанна Лествечника — великого подвижника, своей жизнью, своим подвигом явившего пример несомненной веры в Христа,
высочайшей кротости, покаяния и смирения. Он был отшельником, 40 лет провёл в подвиге безмолвии и молитве.
Преподобный Иоанн – автор духовного творения «Лествица», наставлений и руководства к жизни духовной;
«Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться
смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает
осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом….»

Пятая седмица Великого поста

Суббота пятой седмицы — день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы.

По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в XII веке.
Но это празднование связано и с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на субботу пятой седмицы Великого поста.

В среду вечером (на утрене четверга) пятой седмицы на богослужении совершается «Мариино стояние»: полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие
преподобной Марии Египесткой, как пример принятия веры Христовой, последовавшего глубокого покаяния и исправления собственной жизни.

Полное чтение канона закреплено за этим днём в память о землетрясении между IV-V веками на Востоке, ставшего большой трагедией.

В воскресенье пятой седмицы Церковь чтит память преподобной Марии Египетской, известной своим подвигом жизни ради Христа, восставшей из бездны полного духовного краха.

Шестая седмица Великого поста – седмица Ваий (в переводе с греч. — ветка) — предваряющая Вход Господен в Иерусалим, в России известный как Вербное Воскресение, пальм-то у нас нет.
Поэтому на родине Христа в этот день принято освящать на службе пальмовые ветви, а в России – веточками вербы, к этому времени распускающейся.
На богослужениях всю седмицу звучат стихиры и тропари, прославляющие Вход Господен в Иерусалим.

Субботу шестой седмицы – Лазарева, в память о чуде милосердия Иисуса Христом к возлюбленному им брату Марфы и Марии, помазавшей Его драгоценным миром и
отершей ноги Его волосами головы своей и целовавшей их, – праведного Лазаря.
Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря;
“…. 6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том
месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить
Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит
днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с
ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул;
но Я
иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то
выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он
говорит о
сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы
уверовали;
но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам:
пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в
печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему;
Мария
же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был
здесь,
не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст
Тебе
Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение,
в
последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в
Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Веришь
ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос,
Сын
Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою,
говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к
Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где
встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя,
что
Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она
пошла на гроб — плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала
к
ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер
бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею
Иудеев
плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи!
пойди
и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший
очи
слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То
была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа,
говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во
гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь
веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус
же
возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал
Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие
для
народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди
вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными
пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им:
развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших,
что
сотворил Иисус, уверовали в Него.
46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что
сделал Иисус.
47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и
говорили:
что нам делать? Этот Человек много чудес творит….”

Накануне в пятницу совершается Великое Повечерие.
В день Лазаревой субботы служат Литургию Святителя Иоанна Златоуста.

Эти празднества — Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим предваряют Страстную седмицу, когда Господь был предан,
схвачен и распят.

На этой седмице в употреблении пищи есть послабление: в Лазареву Субботу разрешается икра,
а в праздник Входа Господня в Иерусалим на трапезе разрешается рыба.

Седьмая седмица – Страстная.
Это уже не часть Великого поста, но название её говорит само за себя…. Она предваряет Воескресение Христово и посвящена
воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа.
Все службы Страстной седмицы символизируют духовное шествие по Крестному пути.
На Богослужениях поются песнопения, которые можно услышать в Страстную седмицу.
Три дня на Страстной седмице — особые.

Великий Четверг (Четверток): Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане,
вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие. Вечером совершается утреня Великой Пятницы — богослужение,
где читают 12 Евангелий о страданиях Христа.
Помимо событий Тайной Вечери вспоминается и страшная ночь душевных терзаний Иисуса в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание
Господа на смерть.

Великая Пятница (Пяток): происходит положение Христа Спасителя во Гроб, и Литургии не бывает.
Днём в храмах совершают вынос Плащаницы, а вечером – Чин погребения.
Читается канон, оплакивающий Спаситель.

Великая суббота: предварякт Пасху Христову.
В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей:
в паиять о схождении Христа во ад и победе Его над адом и смертью.

Это день тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения Господня.

В этот день прежде крестили оглашенных, и в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета.
Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской песни
поют древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию,
многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
По окончании Литургии в храмах освящают пасху, куличи и яйца.

Вечером начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы.
По её окончании священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут её на Престол, где она остакется до праздника Вознесения Господня,
в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Всю седмицу – строгий пост. В Великий Четверток (Страстной Четверг) – разрешается растительное масло. В Великий Пяток (Страстную Пятницу) следует пищине употреблять.
Однако следует помнить, что это по монастырскому уставу. Миряне (не монашествующие) могут поститься мягче: не все способны провести день без пищи, – и, как-то подкрепляются.

Вот такие правила!
Соблюдать их – ваша воля!

Уверовать – ваше благо!

[content_block id=11928 slug=menedzhery-workle]